Экологический аудит
Что может быть выявлено в ходе экологического аудита?
Какие результаты вы получите по итогу экологического аудита?
Что нового о вашем предприятии расскажет вам экологический аудит?
Чем полезем экологический аудит именно вам?
Показать вам пример экологического аудита мы не можем, т.к. аудиторская тайна срока не имеет, но можем рассказать, какие нарушения наши сотрудники выявили на одном из сельскохозяйственных предприятий России.
Итак, условное СПК «Колосок», руководитель которого был уверен, что с экологией у него все в порядке
В результате экологического аудита СПК «Колосок» выявлен целый ряд природоохранного законодательства:
  • Общие вопросы соблюдения экологических требований:
    - объект негативного воздействия на окружающую среду СПК «Колосок» не стоит на учете в реестре объектов негативного воздействия, что является нарушением п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»;

    - плата за негативное воздействие предприятием не вносится, декларации о плате за негативное воздействие не подаются в установленном порядке, что является нарушением ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды»;

    - руководитель и специалисты предприятия не прошли подготовку в области экологической безопасности, что является нарушением ст. 73 ФЗ «Об охране окружающей среды»;

    - программа производственного экологического контроля отсутствует, производственный экологический контроль не производится, что является нарушением ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды»;

    - проект санитарно-защитной зоны не разработан, санитарно-защитная зона не нанесена на кадастровую карту, что является нарушением СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Данные нарушения образуют составы административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3, 8.1, 8.5 КоАП РФ. Суммарное наказание за указанные нарушения может составить до 780 000 рублей.
  • Обращение с отходами производства и потребления:
    - отсутствует инвентаризация отходов, что является нарушением ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

    - отсутствуют нормативы образования отходов и лимиты на их размещение что является нарушением ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

    - отсутствуют паспорта на отходы, что является нарушением ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

    - не разработаны инструкции по обращению с отходами производства и потребления, что является нарушением ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

    - не оборудованы места раздельного накопления отходов, контейнеры не имеют соответствующей маркировки, что является нарушением СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;

    - деятельность по обращению с отходами осуществляется в отсутствие соответствующей лицензии, договоры с организацией, имеющей такую лицензию, не заключены, что является нарушением ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Данные нарушения образуют составы административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 7, 9 статьи 8,2 КоАП РФ, ст. 8.1 КоАП РФ, 6.3. КоАП РФ. Суммарное административное наказание за данные правонарушения может достигнуть 1 750 000 рублей.

Кроме того, за три выявленных правонарушения в области обращения с отходами (отсутствие инструкций по обращению с отходами, отсутствие организации раздельного накопления отходов, отсутствие лицензии на обращение с отходами) возможна приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток.
  • Охрана атмосферного воздуха:
    - не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что является нарушением требований ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 22, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

    - не ведется в установленном порядке журнал учета стационарных источников выбросов и их характеристик, что является нарушением требований ст.30 ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха» и п. 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 г. № 373;
Данные нарушения образуют состав административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, статьей 8.1 КоАП РФ. Суммарный штраф за нарушения в области охраны атмосферного воздуха может составить 350 000 рублей, за отсутствие инвентаризации источников выбросов возможно применение наказания в виде административной приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток.
  • Недропользование и охрана недр:
    - самовольное (без лицензии на право пользования недрами) пользование недрами для добычи подземных вод из скважины № 2, что является нарушением ст. 11 Закона РФ «О недрах»;

    - нарушение условий лицензионного соглашения лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод, что является нарушением статей 22, 23 Закона РФ «О недрах»;

    - нарушения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, выразившиеся в нарушениях требований СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения».
Данные нарушения образуют состав административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 ст. 7.3 КоАП РФ, а также ст. 8.9 КоАП РФ. Суммарный административный штраф за указанные нарушения может достичь 2 000 000 рублей.

Кроме того, невыполнение условий лицензии на право пользования недрами создает риск досрочного прекращения права пользования недрами (аннулирования имеющейся лицензии), а за добытую сверх лимита, установленного лицензией, подземную воду с предприятия может быть взыскан вред, причиненный недрам. По предварительной оценке размер вреда недрами только за последние 5 лет может достичь 7 875 240 рублей.
  • Земельные правоотношения и соблюдение режима особо охраняемой природной территории:
    - предприятием допускается порча земель в результате захламления, перекрытия плодородного слоя почвы инертными материалами и отходами, а также самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, что является нарушением ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса;

    - выявлены факты строительства и эксплуатации объектов капитального строительства в границах ООПТ без разрешения на строительство, согласования с дирекцией ООПТ, государственной экологической экспертизы, заключения о соответствии экологическим требованиям, что является нарушением ст. 1.2, 55 Градостроительного кодекса РФ, статьи 11 ФЗ «О государственной экологической экспертизе»;

    - выявлен факт сброса сточных вод на рельеф местности (почву), что является нарушением ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 08.07.2010 № 238.
Указанные нарушения образуют состав административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, 8.4, 8.6 КоАП РФ.

Суммарный объем административных штрафов за выявленные нарушения может составить 6 560 000 рублей.

Кроме того, за уничтожение плодородного слоя почвы в результате нарушения правил обращения с отходами возможно применение административного наказания в виде приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток.

Суммарный объем вреда, причиненного СПК «Колосок» почвам как компоненту окружающей среды, по предварительной оценке составляет более 100 000 000 рублей.

Также существует риск изъятия земельных участков, расположенных в границах ООПТ из собственности СПК «Колосок» в связи с нецелевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, нарушением режима особо охраняемой природной территории и многочисленными нарушениями законодательства
Более подробно существо выявленных нарушений со ссылками на нормы материального права и квалификацией нарушений изложено в приложенном к аудиторскому заключению протоколе несоответствий отчете об экологическом аудите.
В ходе экологического аудита установлено, что основной причиной допущения такого количества нарушений природоохранного законодательства является отсутствие должного внимания к вопросам охраны природы со стороны руководства предприятия, отсутствие экологического менеджмента, отсутствие приказов о назначении должностных лиц, ответственных за соблюдение законодательства, а также инструкций для работников предприятия.
  • Через 2 недели после завершения аудита часть нарушений была устранена, в ходе внеплановых проверок Росприроднадзором были выявлены нарушения, но характер зафиксированных нарушений позволил ограничиться только предупреждениями и предписаниями.
  • Через 4 месяца предписания были выполнены, на предприятие перестали поступать жалобы.
  • Через 6 месяцев была разработана основная проектная документация.
  • Через 12 месяцев все нарушения были устранены.
Не бояться проверок – реально.
Выполнять экологические требования – возможно.
Заказать экологический аудит вашего бизнеса сегодня – лучшее, что вы можете сделать, чтобы избежать штрафов и иных взысканий завтра.
Made on
Tilda